On Metrics of the “Lamentations of Northern Russia”
Table of contents
Share
Metrics
On Metrics of the “Lamentations of Northern Russia”
Annotation
PII
S241377150013059-7-1
DOI
10.31857/S241377150013059-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Tolstaya 
Occupation: Head of the Department of Ethnolinguistics and Folklore
Affiliation: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: 32а Leninsky Prosp., Moscow, 119334, Russia
Pages
5-19
Abstract

The article deals with the metric of Northern Russian lamentations collected and published by E.V. Barsov 150 years ago (more than 26,000 verses). The first part of the article analyzes the syllable count (length) of lamentations. “Long&8j1; 14-and 13-syllable lines are typical for recruitment and wedding lamentations (80% and 85%, respectively), and 13-and 12-syllable ones – for funeral lamentations (more than 82%). “Short&8j1; lines (8-, 9-, 10-, 11-syllable) are used in all types of lamentations; as a rule, they are not mixed with “long&8j1; ones and usually form separate blocks. The choice of a long or short model depends, to a large extent, on the performer and the features of the local lamentation tradition. The second part contains an analysis of the lamentation rhythmic patterns (the distribution of stressed and unstressed syllables in a line). The most consistent pattern of the large-line lamentations (14-, 13- and 12-syllables) is a three-stressed structure with an interval of three syllables between them; for the small-line lamentations (8-, 9-, 10-syllables), respectively, a two-stressed structure with the same interval prevails; in general, the last rhythmic pattern is less consistent. The above data does not support the interpretation of the lamentations as a iambus or trochee (6 - or 4-syllable) and support their definition as a folk recitative verse with 3 rhythmic accents. 

Keywords
folklore, lamentations, Northern Russia, poetic meter, syllable count of a verse, rhythmics, rhythmic pattern of a verse
Received
25.12.2020
Date of publication
25.12.2020
Number of purchasers
6
Views
181
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
4224 RUB / 84.0 SU
1 Памяти Джеймса Бейли
2 Недавно скончавшийся выдающийся американский фольклорист стиховед Джеймс Бейли (1929–2020), ученик К.Ф. Тарановского и Р.О. Якобсона, посвятил русскому народному стиху большую серию работ, часть которых была издана отдельной книгой в переводе на русский язык [1]. В этой книге рассматривается прежде всего ритмика русской лирической песни, баллады и былины, но одна статья посвящена похоронному причитанию из сборника Барсова: «К анализу ритма похоронного причитания: “Плач по родном брате” И.А. Федосовой» [1, с. 302–331]1. Общий вывод, сделанный в статье, подтверждает наблюдения К.Ф. Тарановского и Р.О. Якобсона, согласно которым севернорусские причитания сложены или коротким 4-стопным хореем, или длинным 6-стопным хореем: “Если принять во внимание характеристики устной песенной поэзии, условия записи, текстологические непоследовательности и проблемы акцентуации, то соответствие более трех четвертей строк песни метрической модели представляется более чем достаточным, чтобы определить размер причитания Федосовой как 6-стопный хорей. Длина строки колеблется от 12 до 14 слогов, но в большинстве случаев она составляет 13 слогов (87,2%). Анакруза и окончания, большей частью, содержат два слога (93,0 % и 94,2% соответственно), но могут добавлять или терять один слогˮ [1, с. 317)]. Этот вывод основан на тщательном анализе одного текста, содержащего 807 строк, из коих в расчетах учтена 641 строка (остальные 166 строк не учитываются по разным формальным причинам); вычислено число и процент строк по количеству слогов, по величине анакрузы и окончания (клаузулы), по числу строк с ударением на нечетных слогах (иктах) и числу строк с внесхемными ударениями на четных слогах.
1.
3 В настоящей статье ставится задача рассмотреть слоговой объем и ритмическую структуру севернорусских причитаний, записанных и изданных Е.В. Барсовым в 1872–1882 гг. и переизданных в 1997 г. [3], в целом, включая причитания свадебные, похоронные и рекрутские, которые в полном объеме насчитывают более 26000 строк, в том числе свадебных (С) 8818, похоронных (П) 8568, рекрутских (Р) 8643.
4 I. Слоговой объем причитаний
5 В табл. 1 приводятся абсолютные числа строк разного слогового объема и их проценты от общего числа строк в текстах причитаний каждого типа (жирным шрифтом выделены самые высокие показатели для каждого жанра).
6 Табл. 1. Слоговой объем свадебных (С), похоронных (П) и рекрутских (Р) причитаний
7
Число слогов число строк С число строк П число строк Р
5 0 17 0,2% 0
6 0 8 0,1% 0
7 3 0,03% 22 0,25% 4 0,05%
8 26 0,03% 85 1% 28 0,3%
9 577 6,5% 796 9,2% 286 3,3%
10 525 6% 173 2% 110 1,3%
11 10 0,1% 361 4,2% 33 0,4%
12 59 0,6% 1571 18,3% 158 1,8%
13 938 10,5% 5498 64,1% 1810 21%
14 6601 75% 137 1,6% 6012 69,6%
15 79 1% 0 175 2%
16 0 0 11
17 0 0 5
18 0 0 2
19 0 0 2
20 0 0 1
21 0 0 4
22 0 0 1
23 0 0 1
Всего 8818 100% 8568 100% 8643 100%
8 Из таблицы видно, что в свадебных и рекрутских причитаниях безусловно преобладают 14-сложные строки, а 13-сложные занимают второе место, тогда как в похоронных причитаниях на первом месте стоят 13-сложные строки, что совпадает с данными Бейли, а второе место занимают 12-сложные, причем 14-сложные составляют очень незначительную часть. Доминирующие в свадебных и рекрутских причитаниях 14- и 13-сложные строки составляют в сумме соответственно более 85% и более 80% от всех строк; в похоронных причитаниях 13- и 12-сложные строки составляют в сумме более 82%. Стихи такого слогового объема можно условно назвать большими (или длинными). Второй по численности (с большим отрывом) блок в причитаниях всех типов составляют 9- и 10-сложные строки: в свадебных причитаниях их в сумме 12,5%, в рекрутских – 8,4% (вместе с 12- и 15-сложными строками), в похоронных на втором месте 9-, 10-, 11-сложные строки (в сумме 15,2% вместе с небольшим числом 14-сложных строк). Стихи такого слогового объема можно условно назвать малыми (или короткими). В блоке “большихˮ стихов близость (по численности и по текстуальной смежности) 14- и 13-сложных строк друг к другу объясняется тем, что различие между ними касается только объема анакрузы или клаузулы (который вообще легко увеличивается и сокращается) при одинаковой метрической структуре ядерной части стиха. Точно так же (т.е. варьированием объема анакрузы и клаузулы) в блоке “малойˮ серии объясняется близость друг к другу 9-, 10- и 11-сложных строк.
9 Как в случае больших объемов строки, так и в случае строк малой серии одинаковые или ближайшие по объему структуры тяготеют друг к другу, образуя крупные блоки и не смешиваясь беспорядочно со строками другого объема. Прочие типы строк (объемом больше больших или меньше малых) составляют явную периферию (менее 100 строк) и обычно бессистемно вклиниваются в системные блоки.
10 Общий объем причитаний и слоговой объем стихов в них зависят не только от жанра, но и от исполнителя. Среди восьми рекрутских причитаний в сборнике Барсова три принадлежат И. Федосовой и четыре – другим исполнительницам. В табл. 2. показано соотношение текстов рекрутских и солдатских причитаний из сборника Барсова [3, т. II], записанных от разных исполнителей, по числу строк и по слоговым объемам строк.
11 Табл. 2. Слоговой объем причитаний разных исполнителей
12
Страницы Исполнитель Число строк Число слогов в строке; в скобках число строк данного объема
1 46–107 И. Федосова 2643 14 (1879), 13 (667), 15 (55), 12 (30), 11 (3)3, 17 (3), 9 (2), 10, 16, 17, 18 (по 1)
2 108–109 М.Федорова 75 9 (49), 8 (12), 10 (8), 7 (4), 11 (1), 12 (1)
3 110–111 Не известен 58 9 (27), 10 (6), 8 (5), 11 (4), 14, 18, 21 (по 3), 13, 16 (по 2), 20, 21, 22 (по 1)
4 112–113 И. Калиткина 81 9 (47), 10 (20), 8 (7), 11 (5), 12, 13 (по 1)
5 114–119 А. Ехалова 260 9 (155), 10 (73), 11 (13), 8 (7), 12, 13 (по 6)
6 120–185 И. Федосова 2858 14 (2230), 13 (503), 15 (73), 12 (33), 8, 18 (по 5), 16 (4), 9 (3), 19 (2), 10, 17 (по 1)
7 186–236 И. Федосова 2232 14 (1695), 13 (204), 12 (35), 11 (3), 15 (2), 16 (1)
237–247 И. Федосова 449 14 (204), 13 (204), 12 (35), 11 (3), 15 (2), 16 (1)
13 Как следует из приведенных цифр, причитания Федосовой резко отличны от текстов, записанных от других воплениц. Во-первых, они имеют очень большой объем, во много раз превышающий объем других причитаний, а во-вторых, они выдержаны в основном в форме 14- и 13-сложного стиха, в то время как тексты других исполнительниц следуют 9- и 10-сложной модели. Кроме того, причитания Федосовой более однородны в отношении стихового объема, и доминирующие схемы покрывают в них почти 90% стихового пространства.
14 Показательны в этом отношении свадебные причитания, записанные от И. Федосовой. В тексте № 3 (Плачи гостибные [3, т. II, с. 321–339]) в отношении стихового объема можно выделить следующие блоки: основной массив составляют строки 14- и 13-сложные, однако начальный фрагмент (первые 42 строки) выдержаны в другом размере – это 9- (34), 10- (6) и 8- (2) сложные строки; за ним следует “переходныйˮ блок (44 строки), в котором 14- и 13-сложные строки чередуются с 9-,8-, и 10-сложными с преобладанием 9-сложных строк (27 из 44), и только после них размер строк выравнивается на очень большом стиховом пространстве (4650 стихов) сплошных 14- и 13-сложных строк (с единичными вкраплениями 12-сложных строк), среди которых строк меньшего объема вообще нет. Однако в нескольких местах всего массива свадебных причитаний 8-, 9- и 10-сложые строки вновь появляются: с. 321–322 (75 строк), 358 (4 строки), 417–421 (172 строки), 424–427 (125 строк), 456–459 (134 строки), 465–468 (137 строк), 475–485 (414 строк). Смена размера в основном связана со сменой адресанта (голосит невеста, мать невесты, подголосница, подруги, дружка и т.п.), адресата (мать, отец, подруга, сват и т.п.) или всей обрядовой ситуации. В табл. 3 приводятся данные о фрагментах с преобладающими 8-9-10-сложными строками.
15 Табл. 3 Выборка фрагментов из свадебных причитаний [3, т. II]
16
стр. число строк число слогов
8 9 10 11 12 13 14 15
1 321–322 44 2 27 9 1 0 2 3 0
2 358 4 0 1 2 1 0 0 0 0
3 417–421 172 1 26 142 2 0 0 1 0
4 424–427 125 0 57 66 1 0 0 1 0
5 456–459 134 2 57 74 1 0 0 0 0
6 465–468 137 2 31 77 1 0 1 23 2
7 475–485 414 11 266 131 2 0 1 3 0
Всего 1030 18 465 501 9 0 3 29 2
17 Таким образом, в общем корпусе свадебных причитаний (8818 строк) фрагменты, отклоняющиеся от доминантного типа (13- и 14-сложных стихов), составляют в сумме лишь 11,68% (1030 строк).
18 Похоронные причитания по слоговому объему существенно отличаются от рекрутских и свадебных. Как уже отмечалось, в них преобладают 13- и 12-сложные строки, но, кроме того, они менее компактны и более разнородны по составу строк. Это касается не только разных исполнителей, но и разных текстов одного исполнителя. В табл. 4 приводится данные по десяти плачам, записанным от разных исполнительниц, из которых видно, что пять плачей И. Федосовой вновь заметно выделяются на фоне причитаний других воплениц: в них преобладают 13-сложные строки, тогда как в других текстах на первом месте стоят 9-сложные строки. Однако и в текстах И. Федосовой (среди них учтен и “Плач по родном братеˮ, исследованный Бейли) наблюдается значительная разнородность, что не характерно для ее свадебных и рекрутских причитаний, например, в тексте № 4 13-сложные строки почти совпадают по количеству с 9-сложными, и вообще, разброс разносложных строк заметно больше, чем в текстах свадебных и рекрутских.
19 Табл. 4. Выборка фрагментов из похоронных причитаний разных плакальщиц [3, т. I]; жирным шрифтом выделены доминирующие объемы строк)
20
Страницы Исполнитель Число строк Число слогов в строке; в скобках число строк данного объема
1 25–54 И. Федосова 1205 7(1), 8 (4), 9 (60), 10 (2), 11 (26), 12 (159), 13 (932), 14 (21)
2 55–63 А. Первенцева 429 6 (1), 7 (2), 8 (25), 9 (376), 10 (19), 11 (3), 13 (3)
3 64–65 А. Лазориха 71 6 (1), 8 (7), 9 (50), 10 (11), 11 (2)
4 66–74 И. Федосова 324 7 (1), 8 (16), 9 (116), 10 (14), 11 (5), 12 (14), 13 (154), 14 (2), 16 (1), 17 (1)
5 75–79 А. Лазориха 190 7 (3), 8 (16), 9 (130), 10 (32), 11 (3), 12 (4), 13 (1), 15 (1)
10 121–139 И. Федосова 808 8 (2), 9 (18), 10 (15), 11 (42), 12 (186), 13 (532), 14 (12), 15 (1)
11 140–141 К. Мамонова 42 7 (2), 8 (6), 9 (21), 10 (9), 11 (3)
13 158–173 И. Федосова 668 8 (3), 9 (5), 10 (4), 11 (27), 12 (123), 13 (487), 14 (17), 15 (1), 16 (1)
18 219–221 М. Федорова 113 7 (3), 8 (2), 9 (9), 10 (15), 11 (25), 12 (25), 13 (13), 14 (10), 15 (4), 16 (2), 17 (3), 18 (2)
20 231–236 И. Федосова 235 9 (4), 10 (2), 11 (3), 12 (37), 13 (178), 14 (10), 17 (1)
21 Из приведенных данных следует, что в причитаниях используются два главных вида строк – условно “длинныеˮ (14–13–12-сложные) и “короткиеˮ (9–10-сложные), причем среди “длинныхˮ выделяются две разновидности: 14- и 13-сложные, характерные для рекрутских и свадебных причитаний, и 13- и 12-сложные, характерные для похоронных причитаний. “Короткиеˮ строки используются во всех видах причитаний и характеризуют тексты разных жанров отдельных плакальщиц; как правило, они не смешиваются с “длиннымиˮ строками и даже если встречаются с ними в одном тексте, чаще всего составляют отдельные блоки.
22 II. Ритмическая структура причитаний
23 Обратимся теперь к собственно ритмическим характеристикам причитаний и рассмотрим типичные схемы каждого вида строк.
24 14-сложные стихи
25 Стихи этого типа составляют во всем массиве причитаний из сборника Барсова почти половину, прежде всего за счет свадебных и рекрутских причитаний. Рассмотрим их ритмическую структуру на примере фрагмента свадебной причети невесты [3, т. II, с. 423–424, строки 50–90]; жирным шрифтом выделены икты):
26 Табл. 5. Ритмика 14-сложных строк
27
Слоги > 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
И снарядите-тко, желанны свет-родители, х х х х 14
И вы сердечныих любимых правоплечничек, х х х х 14
И штобы съи́здили души да красны девушки х х х х х 14
И всё ко славному оны да к океян-морю; х х х х 14
И под кру́тыим ведь там да правым бе́режком, х х х х 13
И всё под этыим под дубом красовитыим, х х х х 14
И из-под этыих поддубовых кореньицев, х х х х 14
И внове ключ да там теперь ведь объявляется, х х х х х 14
И как кипит да там ведь водушка ключовая! х х х х х 14
И как не издил-то остудник-блад отечской сын, х х х х х х 14
И он ко этому ведь есть да к океян-морю, х х х х 14
И он не мыл да всё бурлацка бела личушка, х х х х х 14
И не смутил да он холодной ключевой воды! х х х х х 14
И привезите-тко, души да красны девушки, х х х х 14
И мне умыть да столько бело свое личушко х х х х х х 14
И на сегодняшний Господень Божий денечек, х х х х 14
И мне-ка ясныи девочьи измыть очушки! х х х х х 14
И у меня, да у невольной красной девушки, х х х х 14
И очень ясны крепко очушки заплаканы, х х х х х 14
И бело личушко мое да приубте́рто! х х х х 13
И я умою как невольна красна девушка х х х х х 14
И добела ж да свое бело это личушко! х х х х х 14
И буде Бог судит невольной мне головушке х х х х х 14
И сего дня́ да на остуду появитися, х х х 14
И показалась на личё бы-то белёшенька, х х х 14
И ясны очушки мои бы – веселёшеньки! х х х х 14
И да вы слушайте, советны дружны по́дружки! х х х х 14
И потрудитесь-ко, любимы правоплечнички, х х х 14
И заплачу ж, до́чи2-невольна красна девушка, х х х х х 14
И я за ваши труды да всё за пра́ведныи! х х х х 14
И вы не стойте-тко, советны дружны подружки, х х х х х 14
И вы у быстрыих-то рек за перевозама, х х х х 14
И на яма́х3, красны девици, за подводама; х х х х 14
И поспешитесь, друг-советны милы подружки, х х х х х 14
И привезти ж да мне холодной ключевой воды, х х х х х 14
И мне умыться-то, лебедушке, уладиться! х х х х 14
И как снаря́дят свет-желанныи родители х х х х 14
И вам любимыих сердечныих извощичков, х х х х 14
И дорогих дают любимыих повозничков, х х х х 14
И не измени́те столько вольной моей волюшки, х х х х х 15
И не забудьте наказных моих словечушков! х х х х 14
0 21 3 39 2 12 5 37 2 13 4 39 1 3 0
2. В издании [3, т. II, с. 424:78] проставлено ударение до́чи, что противоречит акцентологическому типу, требующему ударения дочи́ (благодарю С.Л. Николаева за это разъяснение).

3. В издании стоит ударение на яма́х, что не соответствует акцентологическому типу (отмечено С.Л. Николаевым).
28 Таблица 5 показывает, что абсолютно устойчивыми оказываются три ударных слога: 4-й, 8-й и 12-й (соответственно 39, 37 и 39 строк из 41); все остальные ударения факультативны; из них наибольшее число ударений падает на 2-й слог (21). Поэтому здесь трудно говорить о двусложном размере (ямбе) – мы имеем дело с акцентно-силлабическим стихом. Из этого размера выбиваются три строки: две из них состоят из 13 слогов, причем в первом случае (И под кру́тыим ведь там да правым бе́режком) стих имеет ту же структуру, что и 14-сложные строки с интервалом в три слога между иктами (3-й, 7-й и 11-й слоги), но сдвинут относительно 14-сложных строк на один слог, т.е. имеет сокращенную анакрузу, а во втором (И бело личушко мое да приубте́рто) мы имеем дело с той же схемой, что и в 14-сложных строках (икты на 4-м, 8-м и 12-м слогах), но, наоборот, с сокращенной клаузулой. Что же касается одной вклинившейся 15-слоговой строки, то она отличается от 14-сложной удлиненной анакрузой при той же трехударной структуре с тем же интервалом между иктами в три слога. Если же обратить внимание на то, что в целом четные слоги в приведенном фрагменте в отношении ударности (21, 39, 12, 37, 13, 39, 3 ударений) явно превосходят нечетные (0, 3, 2, 5, 2, 4, 1, 0 ударений), то определенную тенденцию к ямбическому размеру здесь можно усмотреть.
29 Размер с интервалом в три слога между иктами может быть представлен и в больших, и в малых сериях строк. В табл. 6 приводятся разрозненные строки разного объема с одинаковой ядерной структурой (3 слога между иктами) и разной величиной анакрузы и клаузулы.
30 Табл. 6. Примеры разносложных срок с трехсложным интервалом между иктами [3 т. I, II]
31
1 2 3 4 5 6 7 8 9
И не весельице у нас, да не забавушки II 46:15 _ _ _ х _ _ _ х _ _ _ х _ _ 14
И не тихии смиренныи беседушки II 46:16 _ _ х _ _ _ х _ _ _ х _ _ 13
И от своей да я породы именитой II 163:12 _ _ _ х _ _ _ х _ _ _ х _ 13
Сквозь хоромишки воронишки летают I 34:14 _ х _ _ _ х _ _ _ х _ _ 12
На этой бы могилушке умершей I 37:46 _ _ х _ _ _ х _ _ _ х _ 11
И на пуховую перинушку II 417:25 _ _ _ х _ _ _ х _ _ 10
По порогу грановитому II 417:4 _ _ х _ _ _ х _ _ 9
И по стоечкам дубовым II 417:5 _ _ х _ _ _ х _ 8
32 Эта схема стихового “ядраˮ представляется чрезвычайно устойчивой; она не позволяет определять размер в зависимости от четности-нечетности слога от начала стиха, поскольку величина анакрузы изменчива.
33 13-сложные стихи
34 Рассмотрим подробнее наугад выбранный фрагмент похоронных причитаний (46 строк), где 13-сложные стихи составляют подавляющее большинство и перебиваются главным образом 12-сложными стихами [3, т. I, с. 28–29].
35 Табл. 7. Фрагмент похоронных причитаний (отмечены ударные слоги; жирным шрифтом выделены икты).
36
[ 3, т. I, с. 28–29, стихи 1–47] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Поклоню да свою буйную головушку, х х х х 13
Покорю свое печальное сердечушко х х х х 13
Я со этой вышины да до сырой земли х х х х х 13
Своим милым спорядовыим суседушкам: х х х х 13
“Не откиньте-тко вдову вы бесприютную, х х х 13
Со обидныма, сиротныма детушкам, х х х 12
Да вы грубым словечком не обидьте-ткось, х х х 12
Да вы больным ударом не ударьте-ткось! х х х 12
Как пойдут мои сиротныи к вам детушки х х х х х 13
По вашему крыльцу да по перёному, х х х 12
Не заприте-тко новых сеней решётчатых, х х х х 12
Допустите в тепловито свое гнездышко, х х х х 13
Ко дверям да вы на дверную на лавочку, х х х 13
Да вы милостину им тут сотворите-тко х х х 13
Сиротам моим бессчастным малым детушкам, х х х х х 13
Вы на добрыи дела их научите-ткось!ˮ х х х х 13
Как допреж сего, до этой поры-времечка х х х х х 13
Была в живности любимая семеюшка, х х х х 13
Маломошному суседу не корилася, х х х 13
Была гордая ведь я да непоклонная, х х х х 13
Я с суседями была да несговорная. х х х х 13
Не начаяла я горя, не надиялась, х х х х 13
Што разлукушки с законной со державушкой, х х х 13
Што останусь, сирота-вдова бессчастная, х х х х 13
Я со этой станицей неудольноей, х х х х 12
Со малыма, сердечныма детушкам! х х х х 12
Как жила я с надежной головушкой, х х х х 11
Была счастлива ведь я да все таланная. х х х х х 13
Вдруг, знать, счастье то суседы обзавидали, х х х х 13
Добры людушки меня да приоббаяли, х х х х 13
Черны вороны талан, знать, приограяли, х х х х 13
Видно, участь ту собаки приоблаяли! х х х х 13
Как по моему великому несчастьицу х х х 13
Тут проклятая злодийка бесталанница х х х 13
Впереди меня, злодийка, уродилася, х х х х 13
Впереди меня в купели окрестилася! х х х х 13
Как жила я у желанных родителей х х х 12
Во своем да я прекрасном девичестве, х х х х 12
Изнавешена была я цветным платьицом, х х х х 13
Изнасажена была я скатным жемчугом! х х х х 13
Мои милыи, желанныи родители х х х х 13
Тут повыбрали судимую сторонушку, х х х 13
Мне по разуму блада сына отецьского; х х х х х 13
Отпущали на судиму как сторонушку; х х х 13
Отдавали за блада сына отецьского – х х х х 13
Знать, не участью-таланом награждали, х х х х 12
Знать, великиим бессчастьем наделяли! х х х х 12
12 7 41 3 8 9 39 3 7 11 37 1 2
37 Мы снова убеждаемся, что единственной константой 13-сложных стихов, составляющих бо́льшую часть выбранного фрагмента (37 из 47 строк), является трехударность с интервалом в три слога, как и у 14-сложных стихов; остальные ударения нестабильны; из них самой сильной ударной позицией оказывается начальный слог (в 12 стихах), затем идет 10-й слог (11), 6-й (9), 5-й (8), что уже колеблет вывод о 6-стопном хорее, предполагающем ударными нечетные слоги. В целом данный фрагмент отличается меньшей однородностью размера, чем 14-сложный стих. В данном случае перевеса ударных нечетных слогов над четными явно не наблюдается, следовательно, хорей поддерживается исключительно нечетностью иктов. Точно так же в 14-сложном стихе слишком слабо выражена ударность четных слогов, чтобы можно было бы определять его как ямб.
38 Важно в связи с этой проблемой вспомнить положение, выдвинутое Н.С. Трубецким: «Утверждение, что “русское стихосложение основано на чередовании ударяемых и безударных слогов” не вполне точно. На самом деле, чередуются либо “обязательно ударяемые” слоги с “необязательно ударяемыми”, либо “обязательно безударные” с “необязательно безударными”. Так, например, в ямбе все нечетные слоги обязательно безударны, но четные слоги вовсе не непременно ударяемы: они лишь не обязательно безударны, то есть могут быть ударными, но могут быть и неударными» [4, с. 360–361]. В 14-сложных стихах причитаний в большинстве примеров ударными являются 4-й, 8-й и 12-й слоги, а обязательно безударным оказывается только 1-й слог. В 13-сложных строках такой строгой обязательности нет, но близкими к абсолютному показателю ударности являются 3-й, 7-й и 11-й слоги. Можно ли считать эти структуры разными размерами, если они отличаются только величиной анакрузы и как бы сдвинуты относительно друг друга на один шаг?
39 12-сложные стихи
40 Что касается 12-сложных строк, то они раздваиваются: с одной стороны, они могут относиться к “большойˮ модели, примыкая главным образом к 13- сложным стихам и составляя их нижнюю периферию, а с другой – принадлежать к “малосложномуˮ типу, составляя его верхнюю периферию. Особенно характерны 12-сложные стихи для похоронных причитаний (1571 строк), где они примыкают к самому массовому типу 13-сложных стихов, отличаясь от них сдвигом анакрузы или клаузулы. Рассмотрим несколько 12-сложных строк “большойˮ модели на примере выборки из разных текстов причитаний.
41 Табл. 8. Ритмика 12-сложных строк [3, т. I, II]
42
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 тип
Велико бы родительско желаньицо! I 27:101 х х х Б
Повы́тают снежочки со чистá поля I 27:107 х х х х В
Приуныв стоит церковь посвященная I 124:12 х х х х Б
Ко сырой земли глава приклонилася I 124:13 х х х х Б
Он желтыма кудёркама потряхиват II 46:41 х х х х В
И медвяного питья не испивает II 54:37 х х х А
Аль в сраженьице его да заразили II 167 :195 х х х х А
И оружьицем его да застрелили II 167:196 х х х А
Поворотного часочку не бывает! II 279:105 х х х А
Я головушки, невольна, не клонила II 280:120 х х х х А
Я сердечушка, невольна, не корила II 280:121 х х х х А
У двери стоит, лебедушко, дубовой II 368:304 х х х х А
И будешь горькии-то слезы проливать II 413:232 х х х х (А)
Уж он винной этой чары не зымает II 455:11 х х х х х А
4 4 11 1 4 4 9 1 0 5 9 1
43 Среди представленных в таблице строк различаются два вида: один с иктами на 3-й, 7-й и 11-й позициях, который можно считать идентичным основному массиву 14- и 13-сложных стихов, его главной чертой является трехсложный интервал между иктами и увеличенная анакруза (тип А); другой – с ударениями на 3-м, 6-м и 10-м слогах (тип Б) или на 2-м, 6-м и 10-м слогах (тип В) с тем же 3-сложным интервалом между иктами и дактилической клаузулой; еще один, примыкающий к типу А, сдвинут вправо от него на один слог (икты 2-й, 4-й, 8-й и 12-й слоги).
44 12-сложные стихи “малосложнойˮ модели будут рассмотрены ниже.
45 15-сложные стихи
46 15-сложные строки, образующие верхнюю периферию “большойˮ модели, на первый взгляд, представляются бессистемными в отношении ритмики: в них также используются трехсложные интервалы между иктами, и тогда такие строки выглядят просто как увеличенные на один слог клаузулы или анакрузы 14-сложные стихи. Но есть и другие схемы, которые не укладываются в стандартные типы и нуждаются в дополнительном изучении на представительном материале.
47 Табл. 9. Примеры 15-сложных стихов свадебных и рекрутских причитаний [3, т. II]
48
Страницы и строки ↓ Число слогов → 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Свадебные причитания
И испугалася я остудничка-чужанничка 281:172 х х х х
И много братьицев у меня да ясных сóколов 290:599 х х х х х
И у меня сви́лася тоска неугасимая 446:83 х х х х
И обмирает да твоя зяблая утробушка 446:117 х х х х
И не по большой дари, дитё, да по долиночке 447:132 х х х х
И тоже свáтовья, голубушку, засватывали 450:18 х х х х
И жаль-тошнёшенько мне же вольной стало волюшки! 452:33 х х х х х х
И мы не знаем куды, солóвьи, приютитися 466:38 х х х х
И тебе там да столько есть-то богосýженая 470: 144 х х х х х
И уже там да тебе есть-то богоря́женая 470:145 х х х х х
0 3 2 9 2 1 5 4 7 0 2 3 7 0 0
Рекрутские причитания
И добра мо́лодца оны все понаряживают 48:8 х х х х х
И укатись, да мое красное ты на́ золоте 50:61 х х х х
И как до сегоднишна учётна долга го́дышка 50:9 х х х х х
И благословите-тко, желанныи родители, 57:45 х х х
И нам не езживать на ступистыих лошадушках 58:81 х х х х
И позаглазью-то оны да спроговаривают 65:30 х х х
И вон казенный-то солдатушко похаживае 65:31 х х х х
И горемыка-та уда́лая погуливае! 65:32 х х х
И не попущу да я, кокоша, жа́лка голоса 65:3 х х х х х
И как похаживат наш сдово́льной белой светушко 66:24 х х х х х
0 4 0 7 3 0 3 5 6 0 3 5 5 0 0
49 Малыеˮ стихи
50 Перейдем теперь к анализу ритмики “малыхˮ стиховых размеров, т.е. стихов с числом слогов от 8 до 12, кроме тех 12-сложных, которые встроены в 13-сложные массивы (в основном это похоронные причитания), и рассмотрены выше. “Малыеˮ строки занимают неодинаковое место в похоронных, рекрутских и свадебных причитаниях. В табл. 10 приводятся количественные данные.
51 Табл. 10. “Малыеˮ стихи в сборнике Барсова.
52
жанр↓ слоги → 8-сл. 9-сл. 10-сл. 11-сл. 12-сл. Всего
похоронные 85 796 173 361 1500
рекрутские 28 286 110 33 158 1015
свадебные 26 577 525 10 59 1197
Всего 139 1659 808 404 217
53 Табл. 11. Примеры “малыхˮ размеров из сборника Барсова (Р – рекрутские, С – свадебные, П – похоронные причитания)
54
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
8-сложные строки
Хороводы да игрища Р 110:34 - - х - - х - -
Писемцом, либо грамоткой Р 111:47 - - х - - х - -
Напишу письмо-грамоту Р 113:39 - - х - х х - -
Добрых лю́дей удивила С 277:10 х - х - - - х -
И родитель разгневила С 277:11 х - х - - - х -
Два свата полюбовныи С 278:65 х х - - - х - -
Не дай же Боже-Господи П 63:66 - х - х - х - -
Чиста поля без кустышка П 63:67 х - х - - х - -
Синя моря без камешка П 63:68 х - х - - х - -
5 2 7 1 1 7 2 0
9-сложные строки
Придет летушко ли теплое Р 110:34 х - х - - - х - -
Как я стану обрабатывать Р 111:37 - - х - - - х - -
Свою землю хлебопашеством Р 11:38 - х х - - - х - -
Кабы вороны слетались бы С 278:66 х - х - - - х - -
Крылье-перьице щипались бы С 278:67 х - х - - - х - -
Как правá рука здымалася С 279:83 - - х - х - х - -
Ой, развейся буря-падара! П 48:12 х - х - х - х - -
Разнеси ты пески жёлтыи! П 48: 13 - - х - - х х - -
Расступись-ко, мать-сыра земля! П 48: 14 - - х - х - х - х
4 1 9 0 3 1 9 0 1
10-сложные строки
Моя звёздочка ненаглядная Р 110:25 - х х - - - - х - -
С моим милым любимым дитятком Р 110:28 - х х - - х - х - -
И как придет-то теперь времячко Р 110:32 - - х - - - х х - -
И во почéстном, во большóм углу С 278:61 - - х - - - - х - -
Как свеща Божия туманится С 279:79 - - х х - - - х - -
И Богородица печалится С 279:80 - - - х - - - х - -
Буде на тó ты приразгневался П 60:32 х - - х х - - х - -
Ты оставил, кормилец-батюшко п 62:30 х - х - - х - х - -
Поразвиять своей кручинушки П 62:40 - - х - х - - х - -
2 2 7 3 2 2 1 9 0 0
11-сложные строки
Не в любимую да путь-дороженько Р 112:20 - - х - - - х - х - -
Когда стоскнётци тебе-сгорюхнетци Р.112:29 - х - х - - х - х - -
Так я буду ждать да дожидатися Р 113:61 - х х - х - - - х - -
И я велико благословленьице С 417:18 - х - х - - - - х - -
И я родительским бласловленьицем С 420:131 - х - х - - - - х- - -
Уж он белых-то рук да не здымае С 455:10 - х х - - х - - - х -
Как жила я с надежной головушкой П 29:27 - - х х - х - - х - -
С этым добрым хоромным строеньицом П 30:5 х - х - - х - - х - -
Со малыма сердечныма детушкам П 30: 6 - х - - - х - - х - -
1 6 5 4 1 4 2 0 8 1 0
12-сложные строки
Стану ложиться спать да попоздёхоньку Р 115:62 х - - х - х - - - х - -
Горюет то твоя да молода́ жена Р 115:79 - х - - - х - - - х - х
Не дал бы ты в обидушку великую Р 118:197 - х - х - х - - - х - -
Уж он винной этой чары не зымает С 455:11 - х х - х - х - - - х -
Я со этой со неволюшки великой С 460:92 х - х - - - х - - - х -
Уж я этой золотой казной бессчётной С 460:94 - х х - - - х - х - х -
Я со этой станицей неудольноей П 29:25 х - х - - х - - - х - -
Как жила я у желанных родителей П 29: 37 - - х х - - х - - х - -
Во своем да я прекрасном девичестве П 29:38 - - х - х - х - - х - -
3 4 6 3 2 4 5 0 1 6 3 1
55 Эти малообъемные стихи не обнаруживают строгой метрической организации. Наиболее устойчивы в 8-сложных стихах ударения на 1-м, 3-м и 6-м слогах; в 9-сложных – на 3-м и 7-м слогах (с интервалом между ними в 3 слога); в 10-сложных – на 3-м и 8-м слогах; в 11-сложных – на 2-м и 9-м слогах; в 12-сложных – на 3-м, 7-м и 10-м слогах. Самый распространенный интервал между иктами – 3 слога, как и в “большихˮ стихах. Поскольку в причитаниях других севернорусских регионов малообъемные стихи составляют основной массив, можно предполагать, что их периферийное положение в сборнике Барсова объясняется индивидуальным стилем причитаний Ирины Федосовой, предпочитавшей 13- и 14-сложные стихи, возможно, и традицией Заонежья в целом. Для сравнения можно привести фрагменты севернорусских причитаний из других сборников.
56 Табл. 12. Примеры малосложных стихов из других сборников.
57
Слоги
Похоронные причитания
1 Ой, да оставила мамушка, 9
Ой, да меня сиротиночку, 9
Ой, не в пору, не во времечко, 9
Ой, недорослую травоньку, 9
Ой, недоцвилого цвитика, 9
Ой, недозрелую ягодку [5, с. 90] 9
2 Што у нас-то случилосе, 8
Што у нас-то соделосе. 8
В людях век-то не водице, 8
В добрых век не случаеце. 8
Пришла скорбь-то тяжёлая, 8
Постигла смёртка-та скорая. 8
Она пришла, не спросиласе, 9
Она взяла, не сказаласе, 9
Человека любимова. [6, с. 423] 8
3 Ой, уж ты, родимой жо бра<телко>, 10
Ой, уж собравсё да снаре<дился> 10
Ой, уж ты на веки-ти ве<чные>, 10
Ой, уж на всю жизь бесконе<чную> 10
Ой, уж на широкое кла<дбище> [7, с. 81 № 15] 10
4 Ты́ разда́йсе-ко, ма́ть да сыра́я земля́, 12
Ты́ отки́ньсе-ко да гробова́я доска́. 12
Ты́ не вста́нешь ли, ми́лый мой ла́душка, 11
Не пойдёшь ли в свои́ све́тлы го́ренки. [8, с. 319] 11
Рекрутские причитания
1 Как уж наши нынь жадобныи 9
Собералисе, съеждялисе 9
Ко дому ко казенному 8
Ды ко жеребьям казенныим, 9
Ко мерушке высокою, 8
Ко линяйке Государевой 9
Ды ко ленты, ко широкою. [9, с. 127] 9
2 Как приедете к погосту столбовитому, 13
Там стоит что ли правление-присусвие. 13
Там ведь съехались судьи немилосерные, 13
Подготовлены вам жеребья казенные, 13
Над головушкой положены линейки дубовые, 16
Накуплены ведь ленточки шелковые. [9, с. 127] 12
Свадебные причитания
1 Я сдала, молодёхонька, да 9
Чёсную дивью красоту, да 9
Чёсную, соблюжённую, да 9
Дорогу сбережённую. [5, с. 284] 8
2 Да, моя дивья-то красота, 9
Она циста, как стеклышко, 8
Она бела, как солнышко. [10, с. 144] 8
3 Надо мной-то что сделалось, да 9
Надо мной да случилосе, да 9
В один час да совершилосе. Да 10
Приусёк да мне-ка батюшко да 10
Много веку ту дивьёго, да. 9
Приукрыла мне-ка мамушка да 10
[5, с. 231] 8
4 Видно, нет, не находитце 8
На моё место-мистицько, 8
Моё место не крепкоё, 8
Моё место вертецеё, 8
По всей избе-то ходецеё. [10, с. 109] 9
5 Я кладу бажёну волюшку 9
На столы да на дубовые, 9
Я на скатерти забранные. 9
Наедайся, воля, досыти, 9
А напивайся, воля, допьяна, 10
Покуль свой дом да своя воля, 9
Покуль у своих родителей. [11, с. 230] 9
6 Ты останешься в вольной волюшке, 10
Во прекрасном своем девичестве. [12, с. 142] 10
58 Итак, приведенные данные из сборника Барсова и других сборников севернорусских причитаний позволяют убедиться, что в них используются две основные модели стихов – “большиеˮ (12–13–14 слогов) и “малыеˮ (8–9–10, реже 11 и 12 слогов). При этом в сборнике Барсова и особенно в причитаниях Федосовой, как было показано выше, большой слоговой объем безусловно доминирует, тогда как в других сборниках (кроме [12]) столь же безусловно доминирует малый слоговой объем4. Ср. вывод Е.В. Хворостининой: “Средний слоговой объем стиха рассмотренных причитаний составляет 11,1 слога. Основной корпус стихов тяготеет к среднему объему 10–13 слогов. Из 100 причитаний, привлеченных для сравнительного анализа, в 32 текстах прослеживается опора на 9-сложный стихˮ [7, с. 64–65]5.
4. Важно еще учитывать, что “в большинстве текстов, исполненных на голос или декламируемых, есть основной тип строки (под который подходит более половины строк). В таких текстах, где основной тип строки наличествует, другие типы смотрятся как ритмические отклонения. Интересно, что после них ритм восстанавливается. Процент одинаковых по ритмическому рисунку строк в пропеваемых и декламируемых причитаниях достаточно высок (обычно – от 55% до 70%, в редких случаях достигает 100%)ˮ [6, с. 365].

5. Наличие и вес 12- и 13-сложных стихов объясняется тем, что в выборку Хворостининой включены и причитания из академических сборников, где представлены и тексты “большогоˮ объема из сборника Барсова.
59 Что же касается ритмики причитаний, то попытки применить к ним стихотворные схемы литературных текстов (4- или 6-стопный ямб или хорей) кажутся непродуктивными. К этому же выводу приходит Е.В. Хворостинина: «Слоговой состав стихов оказывается в гораздо большей степени связан с акцентным строением: тексты, в которых колебания слогового объема отсутствуют (№ 16) или минимальны (№ 1, 13), дают наибольшую урегулированность тонического “метра”; там, где слоговой состав подвержен динамике (№ 7, 21), обнаруживается не только “разномерность”, но и наибольшее количество спорных для квалификации стихов» [Там же].
60 Таким образом, вполне убедительным представляется мнение К.В. Чистова, высказанное 60 лет тому назад, согласно которому наиболее типичная форма стиха причитаний – стих “трехударный (либо двухударный) с постоянным положением первого или последнего ударения (анапестическая анакруза и дактилическая клаузула) и относительно свободным расположением ударных и безударных слогов между нимиˮ [13, с. 41]. Ср. также [14]. Тем не менее этот вывод нуждается в подкреплении более основательным и точным статистическим анализом метрики всего корпуса севернорусских причитаний.

References

1. Bailey, J. Izbrannye statii po russkomu narodnomu stikhu. Perevod s angl. pod. red. M.L. Gasparova [Selected Articles on Russian Folk Verse. Translated from English. Under the General Editorship of Gasparov, M.L.]. Moscow, Languages of Slavic Culture Publ., 2001. (In Russ.)

2. Bailey, James. On Analyzing the rhythm of a Russian funeral lament. American Contributions to the Eleventh International Congress of Slavists. Columbus, Ohio, 1993. P. 214–229. (In Engl.)

3. Prichitanija Severnogo kraja, sobrannye E.V. Barsovym. Izd. podgotov. B.T. Chistova, K.V. Chistov [Lamentations of Northern Russia, Collected by E.V. Barsov. Text Prep. by Chistova, B.T., Chistov, K.V.]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1997. Vol. 1. Pokhoronnye prichitanija [Funeral Lamentations]. Vol. 2. Rekrutskije i svadebnyje prichitanija [Recruitment and Wedding Lamentations]. Serija Literaturnye pamiatniki [Literature Monuments]. (In Russ.)

4. Trubetskoy, N.S. K voprosu o stikhe “Pesen zapadnykh slavian” of A.S. Pushkin [On the Question of the Verse of the “Songs of the Western Slavsˮ by A.S. Pushkin]. Trubetskoy, N.S. Izbrannyje trudy po filologiji [Selected Works on Philology]. Moscow, Progress Publ., 1987, pp. 359-370 (first publication 1937). (In Russ.)

5. Efimenkova, B. B. Severnorusskaja prichet. Mezhdurechje Sukhony i Juga i verkhnej Kokshengi [Lamentations of Northern Russia. The Interfluve of the Sukhona and the Jug and the Upper Kokshenga (Vologda Region)]. Moscow, Soviet composer Publ., 1980. (In Russ.)

6. Jugaj, E.F. Chelobitnaja na tot svet: vologodskie prichitanija v XX veke [Petitions to the Next World: Vologda Lamentations in the 20th Century]. Moscow, Indrik Publ., 2019. (In Russ.)

7. Khvorostinina, E.V. Stikh prichitanij Russkogo Severa [Verse of the Russian North Lamentations]. Khvorostinina, E.V. Ritmicheskaja kompozicija russkogo stikha: istoricheskaja tipologija i semantika. Diss. doct. filol. nauk [Rhythmic Composition of Russian Verse: Historic Typology and Semantics. An Abstract of the Diss. Doct. Philol. Sci.]. St.Petersburg, 2009, pp. 60–91. (In Russ.)

8. Matochkin, A.A. Pokhoronno-pominal’naja prichetnaja tradicija Mezenskogo rajona Arkhangelskoj oblasti v zapiskakh 2007–2009 gg. [Funeral and Memorial Lamentation Tradition of the District Mezen of the Arkhangelsk Region in Records of 2007–2009 ]. Rechevaja i obriadovaja kultura Russkogo Severa [Speech and Ritual Culture of the Russian North]. Philological Workshop. Comp. Veselova, I.S., Stepikhov, A.A. St. Petersburg, 2012, pp. 247–358. (In Russ.)

9. Kormina, Zh. Provody v armiju v poreformennoj Rossii. Opyt etnograficheskogo analiza [Seeing off to the Army in Post-Reform Russia. The Experience of an Ethnographic Analysis]. Moscow, NLO Publ., 2005. (In Russ.)

10. Balashov, D.M., Marchenko, Yu.I., Kalmykova, N.I. Russkaja svadba. Svadebnyj obriad na verkhnej i srednej Kokshenge i Uftiuge (tarnogskij rajon Vologodskoj obl. [Russian Wedding. Wedding Ceremony on the Upper and Middle Kokshenga and on Uftyug (Tarnogsky District of the Vologda Region)]. Moscow, 1985. (In Russ.)

11. Russkie plachi Karelii [Russian Laments of Karelia]. Ed. by Azadovsky, M.K. Petrozavodsk, 1940. (In Russ.)

12. Kuznetsova, V.P., Loginov, K.K. Russkaja svadba Zaonezhja (konec XIX – nachalo XX veka) [Russian Wedding of Zaonezhye (the End of 19th – Beginning of 20th Century)]. Petrozavodsk, 2001. (In Russ.)

13. Chistov, K.V. Russkaja prichet [Russian Lamentations]. Leningrad, Soviet writer Publ., 1960, pp. 5–48. (In Russ.)

14. Gasparov, M.L. Narodnyj stikh [Folk Verse]. Literaturnyj enciklopedicheskij slovar [Literary Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaya enciklopediya Publ., 1987, p. 237. (In Russ.)